Главное отличие мотора двух- от четырехтактного заключается в том, что его омывает масло, разведенное в бензине, которое впоследствии сгорает вместе с ним. Есть «двухтактники», где масло подается в картер с помощью специальной системы. В этом случае масло также горит вместе с топливом. А вот в «четырехтактниках», наоборот, масло не должно поступать в камеры сгорания. В «двухтактниках» ему нужно полностью сгорать, с наименьшим количеством сажи, а также золы, а в четырехтактных масло требуется для поддержания смазывающих свойств.
Когда двигатели только появились, смазочные масла можно было описать как перегонку нефти. Они применялись в двигателях обоих типов, так как удельная мощность тех была невысока, как и нагрузки на детали. Ввиду роста рабочих оборотов и удельных показателей моторов, масла стали не вполне подходящими. Чтобы разрешить ситуацию, специалисты области разработали присадки.
Как правило, у масел имеются разные присадки, целый комплекс добавок. В четырехтактных двигателях их может содержаться до 25%. Они подбираются без учета зольности, поскольку специальных требований по полноте сгорания к ним не предъявляется. Вследствие этого зольность может достигать 2% и более, а дымность у масел очень большая.
Что произойдет при использовании «четырехтактников» в двухтактных моторах? Зола осядет на стенках камер сгорания, а также в поршне, что приведет к появлению абразивного порошка, который начнет действовать на детали как наждачка. Такое воздействие снижает срок службы деталей. Неблагоприятное действие усиливает сажа, которая оседает в канавках поршневых колец и сокращает их движение. Мощность двигателя сокращается. Сажа сокращает сечение выхлопных окон, затрудняет выхлоп газов, что также влияет на мощность. Нагар способствует калильному зажиганию, а также детонации, снижающих моторесурс. Нагар появляется на электродах свечей, увеличивается и вызывает торможение двигателя.
Из истории
СССР не производил масла для «двухтактников», хотя мотоциклы и другой транспорт в то время были широко распространены. Отсутствие производства можно объяснить сосредоточением на военной технике. Исключение в то время составляли масла без присадок, больше подходящие для обработки «двухтактников». Однако при дефиците рядовой покупатель мог рассчитывать на АС-8 и АС-10.
В сложившейся ситуации людям не оставалось ничего, кроме сознательного износа своей техники. Неподходящие масла сокращали срок службы двигателей в два раза. Это утверждение объясняет данные о том, что ресурс отечественных двигателей в то время был гораздо меньше, чем у зарубежных. Ведь за рубежом изготовление малозольных масел к тому времени было освоено десятки лет назад.
В СССР первое масло для «двухтактников» было изобретено в конце 70-х годов. Это связывают с ростом лесозаготовок, идущих на экспорт. Используемые в то время пилы «Дружба» не справлялись с нагрузкой ввиду неподходящего масла, что и подтолкнуло к принятию новых мер. Разработка специального состава сократила издержки производства. Однако в повсеместное использование состав так и не вышел.
Спрос на импортные составы и двухтактные масла нашего производства возрос. Из-за перемен в технологии выпуска в конце 80-х годов масло начало выпадать в осадок после суточного простоя. Когда двигатель запускался, в его карбюраторе было в основном только масло, и поэтому «Ветерок-8М» с его мощной системой зажигания стартовал с большим трудом. Это подтолкнуло людей к выбору специальных составов. Один из них — наш продукт МГД-14М. В 2001 году оно обходилось в 48 рублей за 2 литра. Его применение облегчало запуск двигателя, избавляло от проблем с осадками, снижало дымность выхлопа. Образование нагара стало значительно меньше, и было достаточно одного очищения свеч в сезон. Серьезных различий между МГД-14М и заграничными маслами замечено не было. Однако зарубежные составы были зеленоватыми, что позволяло различать продукты.
Outboard Motor Oil
Такое название имеют специальные смеси для лодочных подвесных двигателей. У них минимальное образование золы, в отличие от составов для мотоциклов. Это стало возможно благодаря использованию основы масляного типа, особенно тонкой очистки, а также присадок без золы. Стоимость такого масла на порядок выше мотоциклетного. Однако оно увеличивает моторесурс на 5-10%, уменьшает нагар на свечах зажигания и тем самым снижает вероятность остановки двигателя.
Интересный вопрос: что произойдет с мотором не нашего производства, в случае, если тот начнет работать на «двухтактниках» вместо тех, которые рекомендованы производителем? Серьезных неблагоприятных последствий не будет. Однако свечи придется чистить не раз в год, а раз в сезон. Сокращение моторесурса на 5-10% будет едва ощутимо. Таким образом вопрос выбора Outboard Motor Oil и мотоциклетного масла должен решаться индивидуально. И даже если зарубежный движок немного потрудится на смеси бензина и автолома, это не станет для него опасным.
Составы с высокой биоразлагаемостью
Кроме Outboard Motor Oil существуют смеси с пометкой Bio. Их появление произошло благодаря стремлению снизить загрязнение воды от выхлопов подвесных лодочных моторов. Однако, надо сказать, что загрязнение и так небольшое. Углеводороды, являющиеся частью нефтепродуктов, — это природные вещества, и есть большое число микроорганизмов, которые увеличивают время самостоятельного очищения воды. В Био маслах есть безвредные присадки. Во многих местах Европы и США разрешено использовать исключительно их.
Наиболее подходящее дозирование топливной смеси для «двухтактников» — это 1:50 для механизмов с игольчатыми подшипниками и 1:40 для механизмов со втулками из бронзы. Сейчас почти все импортные моторы комплектуются игольчатыми подшипниками в головках шатунов в верхней части. «Москва», «Салюты» и иные двигатели предлагаются со втулками из бронзы.
Не стоит безусловно принимать информацию зарубежных производителей о топливной смеси с отношением масла и бензина 1:100. Достоверных сведений об этом нет.
Замена двухтактных масел
У тех, кто проживает в отдаленных населенных пунктах, где составы находятся в дефиците, может появиться вопрос об аналогах «двухтактников». В этом случае можно использовать масла без добавок отечественного производства: индустриальные И-25, И-50 и некоторые другие в пропорции 1:25, а также авиамасла МС-14, МК-22 и МС-20 в пропорции 1:33. Ресурс окажется ближе к тому, который обеспечивают двухтактные масла.
Выбор и приобретение специальных масел высокого качества — гарантия долгой работы двухтактных двигателей, их высоких пусковых качеств и безаварийности.