Вопрос выбора масла часто волнует автовладельцев. Какое масло лучше заливать в двигатель, как его выбрать, какие критерии учитывать. При выборе смазывающей жидкости чаще всего учитываются такие показатели, как вязкость, класс API, ACEA, допуск производителей.
Но немногие уделяют внимание физическим характеристикам различных составов, конструктивным особенностям мотора, виду топлива, на котором он работает. Для каждого вида двигателей жидкость подбирается отдельно. К тому же, не помешают знания о том, как топливо с высоким содержанием серы влияет на движок.
Основные требования к смазывающей жидкости
Чтобы выбрать наиболее подходящее масло, рекомендуется предварительно изучить качества, которыми должна обладать смазывающая жидкость. Это:
обеспечение чистоты деталей;
защита элементов двигателя от износа, старения, перегрева;
термоокислительная стабильность;
долгое сохранение защитных функций;
низкий уровень расхода, летучести;
высокая термостабильность;
минимальное количество или полное отсутствие пенообразования при любых температурах;
совместимость со всеми уплотнительными материалами, катализаторами;
надежность при низких температурах, хорошая прокачиваемость;
качественное смазывание всех элементов двигателя.
К сожалению, невозможно найти такое масло, которое соответствовало бы всем перечисленным требованиям сразу, поскольку многие из них и вовсе исключают друг друга.
Также стоит учитывать особенности каждого мотора: одним подходят экологичные составы, другим — более жидкие или наоборот, вязкие. Поэтому, прежде чем сделать выбор, рекомендуем ознакомиться с основными терминами, которые касаются масел в целом.
Вязкость и допуски
Самыми распространенными критериями при выборе масел являются вязкость и допуски производителей. В сети представлена масса информации об этом. Мы же хотим напомнить о существовании двух основных стандартов — SAE и ACEA, по которым рекомендуется делать выбор.
Значение вязкости указывает на эксплуатационные характеристики смазки и предоставляет информацию о двигателе (в некоторые типы разрешено заливать только конкретный вид с конкретными характеристиками). Поэтому необходимо уделять внимание допускам по стандарту ACEA. Это касается любого типа моторов.
Какой API больше подойдёт, зависит от конкретного двигателя. Есть перечень классов для современных моделей с бензиновыми движками. Это SM (для авто, выпущенных с 2004 по 2010 год) и SN (с датой выпуска после 2010). Для дизельных моторов это обозначается как CI-4 и SJ-4. Если автомобиль был выпущен до 2004 года, стоит рассматривать стандарты API. Также важно помнить, что в старые модели авто лучше не заливать современные составы. Стоит следовать указаниям автопроизводителя.
Если при покупке автомобиля с пробегом вы не можете узнать, какое масло использовал прежний владелец, лучше полностью заменить его, фильтр, а также промыть специальными составами систему смазки.
Как правило, у изготовителей автомобильных двигателей есть собственные допуски по моторному маслу. Надпись о соответствии какому-либо из допусков обязательно присутствует на этикетке.
Обозначенные выше параметры являются основными, их необходимо придерживаться. Но есть и другие критерии, с помощью которых можно подобрать масло, лучше всего подходящее вашему автомобилю.
При производстве смазывающих жидкостей высокотемпературную вязкость часто увеличивают путём примешивания полимерных загустителей. Но значение 60 является максимальным, поскольку дальше добавлять эти элементы уже бесполезно. Это может даже навредить составу.
Для новых моделей движков подходят масла с низким показателем вязкости. Это объясняется особенностями конструкции, а именно маленьким размером сечения каналов. Смазывающая жидкость свободно проходит через каналы, выполняя свои задачи. Если использовать для такого мотора густое масло (40-60), оно не пройдёт через каналы. Результат окажется печальным: двигатель не только будет работать «насухую», но состав ещё и проникнет в систему выхлопа. Это станет причиной сильно повышенного расхода и появления «синего» дыма.
Рис. 1 График различия масел по вязкости
Высоковязкие масла (значения 50 и выше) лучше всего подойдут для двигателей с просторными масляными каналами. Кроме того, их применяют для авто с ощутимым пробегом, в моторе которых со временем появляются зазоры между элементами. Но к подобным моторам лучше относиться с осторожностью, соблюдая рекомендации изготовителя.
В довольно редких случаях такое масло применяют в старых движках, чтобы снизить уровень дымления. Но это временная мера: рекомендуется в ближайшее время обратиться в сервис, а затем использовать только тот вид, который советует производитель.
О стандарте ACEA
ACEA — ассоциация европейских автомобильных производителей. В неё входят все самые крупные автопроизводители. Согласно их стандартам, все составы делятся на несколько глобальных категорий:
A1, A3, A5 — уровни качества для бензиновых двигателей;
B1, B3, B4, B5 — уровни качества для легковых и небольших грузовых машин с дизельными двигателями.
Масла, выпускаемые в наше время, чаще всего универсальны. То есть, могут использоваться для обоих типов двигателей (бензин, дизель). Поэтому на их упаковках можно встретить особые обозначения, идущие после ACEA, а именно A1/B1, A2/B/2,...,A5/B5.
Кроме того, согласно стандартам ассоциации, есть масла, обладающие высокой совместимостью с каталитическими конвертерами (которые могут ошибочно называть малозольными).
Рис. 2 Разновидности масел по стандарту ACEA
К отдельной категории относятся составы для дизельных двигателей тяжёлой автотехники. Они обозначаются как E4, E6, E7, E9.
При выборе масла с учётом стандарта ACEA, рекомендуется обращать внимание также на тип движка и уровень износа. Например, более старые типы (A3, B3, B4) применяются для двигателей «старше» 5 лет. К тому же они совместимы с отечественным низкокачественным топливом (с повышенным содержанием серы). Стандарты C4 и C5 стоит применять только при полной уверенности в хорошем качестве топлива. Оно должно соответствовать экологическому стандарту Евро-5. Иначе эти масла будут давать обратный эффект: занижать эффективность двигателя, ускоряя его износ.
Рис. 3 Схема качества масел по стандарту ACEA
Как сера влияет на топливо?
Есть смысл вкратце пояснить, какое влияние сера в топливе оказывает на двигатель и рабочие функции моторного масла. С целью нейтрализации вредных выхлопов применяются две системы: SCR и EGR. Лучше всего на серу реагирует EGR.
Рис. 4 График влияния серы на топливо
Принцип работы системы EGR следующий: некоторое количество выхлопных газов направляется из выпускного коллектора во впускной. За счёт этого падает содержание кислорода в камере сгорания, что приводит к понижению температуры горения топлива.
Но возвращённые из выпускного коллектора газы обладают высокой влажностью, поэтому их взаимодействие с серой приводит к образованию серной кислоты. Она вызывает появление ржавчины на деталях двигателя. Также соединения серы губят ресурсность масла. А сера, содержащаяся в топливе, снижает функциональность сажевого фильтра. От её количества напрямую зависит его срок службы.
Дополнительные критерии
Вязкость и стандарты ACEA — необходимые параметры выбора, но всё же лучше делать выбор с учётом особенностей двигателя: материалов, габаритов поршней, конструкции и прочего. Иногда выбор можно сделать, ориентируясь на марку движка.
Уровни вязкости
Со временем двигатель автомобиля изнашивается, что вполне естественно. Промежутки между его элементами увеличиваются, а резиновые уплотнители начинают пропускать масло. Поэтому применение более вязкой смазывающей жидкости, чем указано в документации, разрешено для движков с большим пробегом. За счёт этого уменьшается потребление топлива, особенно зимой.
Уровень вязкости также разрешено повысить, если автомобиль регулярно эксплуатируется в городском трафике (низкая скорость, стояние в пробках).
Рис. 5 График уровня вязкости и механических потерь
Тот же принцип действует и в обратную сторону: вязкость можно снизить, если владелец часто перемещается на высокой скорости по трассам, или если двигатель испытывает невысокие нагрузки (работает без перегревов).
У различных производителей составы одного уровня вязкости могут вести себя по-разному. Это можно сравнить с помощью простого эксперимента. Взять две прозрачные ёмкости, наполнить их маслами разных марок и опустить в каждую по шарику из металла (можно взять любой обтекаемый предмет). Масло, в котором шарик быстрее опустится на дно, менее вязкое. Особенно любопытно проводить этот эксперимент в холод. Это поможет понять, какой из составов наиболее применим зимой.
Любопытно, что чем меньше вязкость, тем больше масла уходит на сгорание. Потому что оно сильнее задерживается на стенках цилиндра. Тем более, если поршни движка сильно изношены. Разумнее в этой ситуации подобрать смазывающую жидкость большей вязкости.
Следовать рекомендациям производителя авто имеет смысл, пока уровень изношенности двигателя не превышает 25%. Далее лучше подбирать масло со значением вязкости уровнем выше. Если же ресурс снижен на 75% и выше, лучше перейти на более вязкую жидкость, либо использовать присадки, повышающие этот показатель.
Существует тест, измеряющий время, за которое масло добирается до распределительного вала при нулевой температуре. Его результаты следующие:
0W-30 — 2,8 сек;
5W-40 — 8 сек;
10W-40 — 28 сек;
15W-40 — 48 сек.
На основе этих результатов делаем вывод, что масло с вязкостью 10W-40 не входит в перечень рекомендованных к большинству современных автомобилей.
Масла с низкотемпературной вязкостью 10W рекомендуется использовать только в средней и южной широтах России.
В последние годы некоторые производители авто (преимущественно азиатские) начали экспериментировать с маловязкими составами. Например, для одной модели могут быть установлены разные допуски: в Японии это 5W-20, а в Европе и России — 5W-30.
Причина проста. Вязкость зависит от конструкции и материалов, из которых состоят детали мотора, а если быть точнее, от конфигурации поршней и жесткости колец.
Рис. 6 График износа деталей мотора
Например, для внутреннего рынка Японии поршень изготавливается со специальным антифрикционным покрытием, имеет слегка изменённую форму, кривизну. Это почти не заметно невооружённым глазом, в отличие от колец. Двигатели для маловязких масел оснащены более мягкими кольцами, которые сгибаются даже вручную. Причём, это не является браком. А для экспорта автомобили изготавливаются уже по европейским стандартам.
Как правило, повышение показателя вязкости на один класс от рекомендованной производителем, допускается и не оказывает негативного влияния на двигатель (если в документах не указано обратное).
Требования Евро IV — VI
С учётом современных требований по экологичности, производители авто стали внедрять в конструкцию сложные системы очистки выхлопных газов. Но в Россию такие автомобили почти не завозят, и на текущий момент это, скорее, является плюсом. Мало того, что для них трудно выбрать масло, так ещё и требуется высококачественное топливо, что для наших широт проблематично.
Для таких моделей требуются масла, которые используют в дизелях с сажевым фильтром. То есть, малозольные. Поэтому, если в машине нет современной системы очистки выхлопных газов, лучше использовать полнозольные составы. Они намного лучше оберегают элементы движка от износа.
Дизель с сажевыми фильтрами
Для дизельных двигателей, оснащённых сажевыми фильтрами, рекомендуются малозольные масла (ACEA A5/B5). Это обязательное условие, никакие другие использовать нельзя! Несоблюдение грозит быстрой поломкой. Во-первых, фильтр забивается. Во-вторых, продукты горения полнозольных составов плохо воздействуют на материалы фильтра.
Особенности допусков: Meets или Approved
Как уже было отмечено, лучше всего приобретать составы с допусками от конкретных автопроизводителей. Но есть нюанс. Надписи на канистрах Meets и Approved — это заявления о том, что масло соответствует всем требованиям марки авто (Meets), а также одобрено в ходе лабораторных исследований (Approved). Это является рекламным ходом.
Далеко не всегда можно найти официальные одобрения автопроизводителей и результаты исследований, поскольку подобные испытания стоят колоссальных денег. Если автопроизводители других стран действительно проводят испытания, то в случае с отечественными всё не так прозрачно. Зачастую они просто заключают сделку с производителями масел. По этой причине к допускам в такой ситуации лучше относиться с долей осторожности.
Рис. 7 Пример надписи на канистре масла
Энергосберегающие масла
Сейчас в продаже широко представлены «энергосберегающие» масла. То есть, способные обеспечить снижение расхода топлива. Такой эффект достигается за счёт снижения высокотемпературной вязкости. Но, как известно, пониженная вязкость плохо влияет на защитные функции состава. Поэтому такие составы нельзя применять для всех двигателей подряд. Только для тех, которые созданы специально под такие жидкости.
Например, производители BMW и Mercedes-Benz не советуют их использовать. А японские производители, наоборот, активно рекомендуют. Поэтому узнать о возможности применения таких составов можно только из технической документации конкретного авто.
Понять, что масло является энергосберегающим, можно по стандартам ACEA. Они обозначаются как A1 и A5 для бензиновых и B1, B5 для дизельных.
Масло для оппозитного двигателя
Оппозитный двигатель установлен на многих современных авто, например, на большинстве моделей Subaru. Такой мотор обладает отличной от прочих конструкцией, поэтому подбор масла тоже требуется более внимательный.
В первую очередь важно знать, что для оппозитных движков Subaru запрещено применение энергосберегающих жидкостей ACEA A1/A5. Рекомендуется использовать значение A3/B3, если речь идёт о стандартах ассоциации. A3/B4 также не рекомендуется.
Выбор вязкости здесь зависит от состояния мотора и его модели. Первые модели оппозитных двигателей значительно отличаются от ныне выпускаемых. В первую очередь, размером сечений. Поэтому использовать составы повышенной вязкости для новых моделей таких движков нежелательно. Особенно ситуация ухудшится, если имеется турбина. Вывод здесь следующий: советуем изучать рекомендации производителя. Многие опытные владельцы заливают в новые движки масла 0W-20 или 5W-30. А для моделей с большим пробегом подходят 5W-40 и 5W-50.
В двигателях таких спортивных машин, как Subaru WRX, обязательно применение синтетического масла.
Рис. 8 Оппозитный двигатель Subaru
Двигатели-«убийцы масла»
Сейчас в мире есть сотни видов двигателей. Одни нуждаются в замене масла чаще, чем другие. И конструкция непосредственно влияет на частоту замены. Есть перечень движков, которые «убивают» смазывающую жидкость, то есть требуют гораздо более частой замены.
Среди них:
Рис. 9 Двигатели — "убийцы масла"
Разумеется, этот список неполный, и у многих автовладельцев есть, чем поделиться на этот счёт. Мы лишь дополнительно отметим, что все двигатели 90-х годов выпуска (и ранее) портят масло сильнее всего.
Масла для подержанных машин
Как уже было отмечено, двигатели могут значительно различаться по состоянию. Поэтому производители смазывающих жидкостей начали выпускать специальные составы для авто с пробегом. Например, это наиболее распространённое Liqui Moly Asia-America. Оно предназначается для подержанных автомобилей, экспортированных из стран Европы, Азии и Америки в РФ. Обычно они обладают высокой вязкостью, например, XW-40, XW-50 и даже XW-60.
Но стоит заметить, что при значительном износе мотора использование таких составов является временной мерой. В любом случае не обойтись без диагностики и ремонта.
Масло для турбо-двигателя
Составы для турбированного движка мало чем отличаются от стандартных. Рассмотрим это, взяв для примера распространённый двигатель TSI, который устанавливают в некоторые модели Skoda и Volkswagen.
Есть несколько разновидностей этих двигателей, представленных в различных объемах и поколениях. При выборе смазывающей жидкости это, разумеется, учитывается. Первые поколения имеют более низкий допуск (502-505), а моторы, выпускаемые с 2013 года, повышенные (504-507).
Как уже говорилось, малозольные масла применимы только совместно с высококачественным топливом, что является для нашей страны проблемным вопросом. В любом другом случае защитные функции такого состава сходят на «нет». Поэтому, если у вас есть уверенность в качестве топлива, можно ориентироваться на допуски 504-507. Если такой уверенности нет, лучше остановиться на марке попроще: 502-505.
В вопросах вязкости лучше опираться на требования производителя. Для турбированного движка не подходит слишком густое масло (40 и выше). Оно может стать причиной нарушений в работе охладительной системы турбины.
Тяжелые условия эксплуатации
На канистрах некоторых марок можно встретить следующее обозначение — «для двигателей, использующихся в тяжёлых условиях». О чём идёт речь?
Давайте узнаем, что именно попадает под это понятие:
езда по горам, пересечённой местности, плохим дорогам;
буксировка прицепов или другого транспорта;
регулярное стояние в пробках, особенно в тёплое время года;
продолжительная работа на оборотах свыше 4000;
спортивный режим езды (режим «спорт» в МКПП);
поездки в сильную жару или холод;
эксплуатация без прогрева при коротких поездках;
применение топлива с низким октановым или цетановым числом;
тюнинг двигателя;
низкий уровень масла в катетере;
продолжительная езда с плохо охлаждённым мотором.
Если автомобиль часто эксплуатируется в тяжёлых режимах, рекомендуется заливать 98 бензин, либо дизельное топливо 51. Насчёт масла: после проверки двигателя рекомендуется перейти на синтетику с более высоким классом спецификации по API, но с той же вязкостью. Если же движок с пробегом, то можно применять состав с вязкостью классом выше, но при этом менять его чаще.
Стоит также отметить, что применение современных маловязких составов бывает неуместно в случае с двигателями, эксплуатируемыми при тяжёлых условиях. Особенно, если заливается низкокачественное топливо. Ресурс привода может снизиться практически в два раза.
Легкоиспаряемые составы, вроде SAE 0W-30 или АСЕА А5/В5, на территории стран СНГ также малоприменимы, поскольку редко где можно встретить заправочные станции с топливом, соответствующим стандарту Евро-5.
Поэтому оптимальным выбором станет применение малозольных моторных масел Low SAPs (АСЕА С4) и Mid SAPs (СЕА С3 или С5), вязкости SAE 0W-30 и SAE 0W-40 для бензиновых двигателей и SAE 0/5W-40 для дизельных ДВС с сажевым фильтром, но только в случае использования топлива высокого качества. Одновременно с этим рекомендуется сократить частоту замены, но не только самой жидкости, а также фильтров (масляных и воздушных).
Масло для двигателя на газе
Довольно часто владельцы оснащают свои автомобили газобаллонным оборудованием, чтобы сэкономить на бензине. Но немногие догадываются, что здесь следует учесть дополнительные нюансы, касающиеся выбора масла. А именно:
Диапазон температур. На канистрах многих составов указано, что они подходят для двигателей, работающих на газе. И главным аргументом указан температурный диапазон: якобы, для горения газа требуется более высокая температура, чем для горения бензина. В целом, о температурах следует беспокоится только тем водителям, кто заправляет авто пропан-бутаном. Но температура двигателя редко достигает опасных отметок.
Зольность. Поскольку для сгорания газа требуется температура выше, возникает риск повышения уровня нагара на клапанах. Количество золы может зависеть от многих особенностей, в том числе от масла и качества топлива. Но, как бы то ни было, для автомобилей с ГБО рекомендуется приобретать малозольные составы, обозначенные как ACEA С4 (можно среднезольное С5) или Low SAPS. Они есть у большинства производителей.
Классификация, допуски. Если сравнить допуски на упаковках малозольных и специальных масел для ГБО, можно отметить, что они практически одинаковые. К примеру, для пропан-бутановых и метановых двигателей подойдут такие спецификации, как:
ACEA C3 или выше;
API SN/CF;
BMW Longlife-04.
Значительный недостаток малозольных составов для ГБО — высокая цена. Но не стоит забывать, что заливать жидкость классом ниже, чем рекомендует производитель машины, строго запрещено.
В процессе замены масла в газовых движках автолюбители замечают, что его оттенок куда светлее, чем у обычной смазывающей жидкости. На это влияет низкое содержание твёрдых примесей.
Но это никак не значит, что «газовое» масло разрешается реже менять.
Моющие присадки хорошо справляются в таких условиях, и это заметно. Но того же самого нельзя сказать о других присадках. Они работают так же, как в бензиновых движках, просто их износ не заметен на глаз. Поэтому частота замены должна быть одинаковой. А если не хочется платить больше за специальные составы, можно приобрести их малозольный аналог с аналогичными допусками.